Структура текста: Правило перевёрнутой пирамиды
Что такое структура текста и её виды, особенности построения статьи по правилу перевёрнутой пирамиды.
Что такое структура текста?
Структура текста или схема текста — это правильное и последовательное распределение информации для улучшения восприятия читателем. Построение определяет будущий успех статьи или новости. Чем более удобная структура текста, тем легче его читать.
Перевёрнутая пирамида
Правило перевёрнутой пирамиды — одна из разновидностей структуры текста, когда информация располагается по приоритетности — от самого важного до менее важного. Чаще всего принцип пирамиды применяется в журналистике для написания новостей.
В первом абзаце автор отвечает на вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? зачем?. Далее по тексту добавляет второстепенные детали. В конце новости располагается дополнительная информация, которая не влияет на развитие события, описанного в тексте.
По принципу перевёрнутой пирамиды текст выстраивается вокруг фактов и их важности, а не вокруг хронологии или идеи. Автор подаёт информацию по приоритетности, размещая самое главное в начале, а менее полезное — в конце. Такая структура текста имеет как свои плюсы, так и минусы.
Плюсы и минусы перевёрнутой пирамиды
Принцип перевёрнутой пирамиды отличается от классического построения текста (когда сразу описывается проблема, а в конце — решение) тем, что читатель получает от статьи всё и сразу. Правило перевёрнутой пирамиды подходит для освещения срочных новостей, но применить его, например, для статьи о жизни, достаточно сложно.
Принцип построения текста от самого важного к менее важному является удобным для читателя, так как ему не приходится вчитываться в каждый абзац в поисках ответа на свои вопросы. Они, как правило, располагаются в первых абзацах. Среди минусов — в такой структуре текста автор не сможет передать личные переживания и эмоциональный накал, так как в центре внимания только сухие факты, описывающие событие.
Виды структур текста
Перевёрнутая пирамида — используется в новостном тексте. Ответы на самые главные вопросы по теме размещаются в первом абзаце (лид-абзаце). Далее раскрываются менее важные детали и дополнения по теме.
Логическая структура текста — подходит для руководств, информационных и аналитических текстов. Основная мысль размещается в первом абзаце статьи, а далее раскрывается постепенно к концу. При этом, каждый новый абзац вытекает из предыдущего, имея логическую связь.
Комбинированная — включает в себя логическую схему построения текста и перевёрнутую пирамиду. В начале статьи располагается основная информация, после следует анализ и мнение автора.
Хаотичная — вмещает в себя несколько способов подачи информации, из-за чего текст воспринимается сложнее и снижается вовлечённость аудитории.
Коммерческая — используется для текстов о продаже товаров и услуг. Вместо основной информации часто делается акцент на потребности потенциального клиента, из-за чего структура текста не всегда логична.
FAQ-структура — подразумевает существование каждого абзаца отдельно от другого. Используется для интервью и в разделах «вопрос-ответ». В начале абзаца всегда стоит вопрос, а далее следует подробный ответ.
Для чего нужна структура текста?
Структура важна для последовательного повествования, что влияет на вовлечённость аудитории.
Главное — учитывать цель текста. Если он продающий, в начале стоит использовать завлекающую информацию. В этом случае подойдёт коммерческая структура. Если нужно быстро и ёмко описать событие, в первом абзаце нужно ответить на основные вопросы: кто? что? где? когда? и так далее, следуя принципу пирамиды (от самого значимого к менее значимому). Для описания истории из жизни, стоит начать с основной мысли, а далее по тексту раскрыть её детальнее, добавляя авторские размышления. В таком случае пригодится знание логической структуры текста.
Правильное построение текста влияет также на дочитываемость статьи. Если информация распределена правильно, читатель будет переходить от одной мысли к другой, и так последовательно дойдёт до конца текста.
Чтобы предсказать, сколько человек дочитают статью, используйте проверку на дочитываемость TurboCheck. Искусственный интеллект проверяет структуру текста и помогает доработать её так, чтобы большинство читателей дошли до конца статьи.