Другие новости

Опубликована 4 августа, 14:07

Структура текста: Правило перевёрнутой пирамиды

Что такое структура текста и её виды, особенности построения статьи по правилу перевёрнутой пирамиды.

Что такое структура текста?

Структура текста или схема текста — это правильное и последовательное распределение информации для улучшения восприятия читателем. Построение определяет будущий успех статьи или новости. Чем более удобная структура текста,  тем легче его читать. 

Перевёрнутая пирамида

Перевёрнутая пирамида

Правило перевёрнутой пирамиды — одна из разновидностей структуры текста, когда информация располагается по приоритетности — от самого важного до менее важного.  Чаще всего принцип пирамиды применяется в журналистике для написания новостей. 

В первом абзаце автор отвечает на вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? зачем?. Далее по тексту добавляет второстепенные детали. В конце новости располагается дополнительная информация, которая не влияет на развитие события, описанного в тексте. 

По принципу перевёрнутой пирамиды текст выстраивается вокруг фактов и их важности, а не вокруг хронологии или идеи. Автор подаёт информацию по приоритетности, размещая самое главное в начале, а менее полезное — в конце. Такая структура текста имеет как свои плюсы, так и минусы. 

Плюсы и минусы перевёрнутой пирамиды

Принцип перевёрнутой пирамиды отличается от классического построения текста (когда сразу описывается проблема, а в конце — решение) тем, что читатель получает от статьи всё и сразу. Правило перевёрнутой пирамиды подходит для освещения срочных новостей, но применить его, например, для статьи о жизни, достаточно сложно. 

Принцип построения текста от самого важного к менее важному является удобным для читателя, так как ему не приходится вчитываться в каждый абзац в поисках ответа на свои вопросы. Они, как правило, располагаются в первых абзацах. Среди минусов — в такой структуре текста автор не сможет передать личные переживания и эмоциональный накал, так как в центре внимания только сухие факты, описывающие событие. 

Виды структур текста

Виды структур текста

Перевёрнутая пирамида — используется в новостном тексте. Ответы на самые главные вопросы по теме размещаются в первом абзаце (лид-абзаце). Далее раскрываются менее важные детали и дополнения по теме. 

Логическая структура текста — подходит для руководств, информационных и аналитических текстов. Основная мысль размещается в первом абзаце статьи, а далее раскрывается постепенно к концу. При этом, каждый новый абзац вытекает из предыдущего, имея логическую связь. 

Комбинированная — включает в себя логическую схему построения текста и перевёрнутую пирамиду. В начале статьи располагается основная информация, после следует анализ и мнение автора. 

Хаотичная — вмещает в себя несколько способов подачи информации, из-за чего текст воспринимается сложнее и снижается вовлечённость аудитории. 

Коммерческая —  используется для текстов о продаже товаров и услуг. Вместо основной информации часто делается акцент на потребности потенциального клиента, из-за чего структура текста не всегда логична. 

FAQ-структура — подразумевает существование каждого абзаца отдельно от другого. Используется для интервью и в разделах «вопрос-ответ». В начале абзаца всегда стоит вопрос, а далее следует подробный ответ. 

Для чего нужна структура текста?

Структура важна для последовательного повествования, что влияет на вовлечённость аудитории.

Главное — учитывать цель текста. Если он продающий, в начале стоит использовать завлекающую информацию. В этом случае подойдёт коммерческая структура. Если нужно быстро и ёмко описать событие, в первом абзаце нужно ответить на основные вопросы: кто? что? где? когда? и так далее, следуя принципу пирамиды (от самого значимого к менее значимому). Для описания истории из жизни, стоит начать с основной мысли, а далее по тексту раскрыть её детальнее, добавляя авторские размышления. В таком случае пригодится знание логической структуры текста. 

Правильное построение текста влияет также на дочитываемость статьи. Если информация распределена правильно, читатель будет переходить от одной мысли к другой, и так последовательно дойдёт до конца текста. 

Чтобы предсказать, сколько человек дочитают статью, используйте проверку на дочитываемость TurboCheck. Искусственный интеллект проверяет структуру текста и помогает доработать её так, чтобы большинство читателей дошли до конца статьи.